Как распознать ноты
Музыкант — профессия не из простых. Он должен многое уметь и знать. Способность подбирать музыку, слух — неотъемлемая часть работы настоящего профессионала. Обучиться азам подбирания будущие музыканты могут на уроках сольфеджио или теории музыки. Эти занятия помогают активно развивать аналитическое мышление и слух, которые позволяют с легкостью распознавать отдельные партии, гармонию и ноты в произведении.
Музыканты должны петь гаммы, меняя последовательность. А так же непременно выучить кварто-квинтовый круг, все виды тональностей: мелодические, натуральные, гармонические, народные лады. Петь каждую из гамм в любой удобной октаве, не забывая при этом обо всех знаках альтерации. Так же обязательно научиться петь интервалы в их верном гармоническом и мелодическом расположении, не забывая об их последовательности. Есть так же вариант обучения, при котором лучше обратиться к помощи коллеги, который будет вторым голосом. Крайне полезны при этом хоралы Баха и пособие Ладухина, а так же любые другие упражнения из учебников или пособий для сольфеджио.
Не стоит пренебрегать и диктантами. Начать лучше с самых простых, одноголосных — мелодия играется на фортепиано, а ученик становится к инструменту спиной и пытается ее распознать. Не стоит пытаться просто угадать. Умение определять ступени гаммы приходит через пару — тройку занятий по теории музыки или пения сольфеджио. Так же необходимо уметь определить тонику и расстояние между ней и нотой, которая исполняется. Нужно так же не забывать периодически усложнять задачу, увеличивая количество тактов в одном диктанте до 12-16. Хроматизмы добавляются, когда слух ученика уже достаточно разовьется. Со временем так же можно и ритмический рисунок сделать посложнее. После написания диктанта его сверяют с оригиналом и поют.
На одноголосных вариантах диктанта отлично развивается мелодический слух. Постепенно стоит начинать работать и с многоголосными диктантами, но не стоит забывать о главном правиле таких диктантов — записывать сначала нижний, а только потом добавлять верхний голос. Высокие и средние пойдут следом. Все диктанты нужно обязательно петь после записи.
Не стоит отказываться от прослушивания просто любимых песен. Их можно записать по той же системе, что и диктанты. Плюс тут в том, что нужный трек (или его отдельную часть) возможно, проиграть несколько раз, а проверять свои домыслы можно на инструменте.