Техника игры на флейте

24 Май 2013

Одним из самых интересных и оснащенных большой технической подвижностью духовых инструментов является флейта. Большей частью на ней исполняются гаммообразные пассажи, имеющие быстрый темп, арпеджио, и возможность менять манеру исполнения, используя широкие интервалы. В связи с тем, что на флейте быстрее расходуется дыхание, чем на других инструментах, в том числе и деревянных, на ней реже исполняются длинные квантиленные эпизоды, однако прекрасно звучат трели, включающие весь диапазон, кроме нескольких трелей, находящихся в нижнем регистре.

К недостаткам флейты можно отнести диапазон в динамике, который имеет небольшую протяженность. Малую разницу между пиано и форте в верхнем регистре, составляющую всего 10 децибел, а также чуть большую, но все равно недостаточную разницу в звучании между пиано и форте в первой и второй октавах исполнители компенсируют сменой окраски тембра, и прочими средствами музыкальной выразительности.

Флейта имеет широкий диапазон, составляющий три различных регистра. Играть легато и пиано в нижнем регистре относительно легко, но форте и стаккато требуют большего опыта. Средний регистр у флейты редко применяется для исполнения мелодий квантиленного характера, так как он небогат обертонами и часто звучит тускло. Для верхнего регистра исполнение пиано в третье октаве требует большого мастерства и нескольких лет обучения, однако игра на форте не представляет таких сложностей.

Красота звучания исполняемых на флейте мелодий и окраска тембра зависят от мастерства флейтиста, включающего в себя многие факторы, и в том числе постановку.

Среди важнейших из них можно отметить:

1. Открытое горло.

2. Правильное расположение головки флейты.

3. Достаточная открытость головки флейты.

4. Точность направления струи воздуха.

5. Умелое дозирование воздуха, в том числе его скорости и объема, при помощи «опоры» то есть совокупности мышц спины, межреберных мышц, а точнее их части, и мышц брюшного пресса.

На флейте можно исполнять различные мелодии, применяя для этого широкий спектр приемов. Самым распространенным из них является стаккато, включающее в себя двойное, со слогами «ту – ку&r&waquo;, и тройное, со слогами «ту – ку – ту&r&waquo;. Фрулато, представляющий собой игру на флейте с одновременным произнесением звука, похожего на «трр&r&waquo;, при помощи горла или кончика языка, применяется для достижения особого эффекта звучания.